пятница, 1 сентября 2023 г.

Свержень Рогачевского уезда церковь и костел


Из история Сверженской православной  церквы

Рождества-Богородицкая церковь в местечке Свержень построена на средства прихожан, однако год постройки не известен. Исходя из описей церковного имущества, сделанных:  в 1808 году - засвидетельствованной Меркуловичским благочинным протоиереем Иоанном   Пославским, и 1822 году -  скрепленной секретарем консистории Матвеем Лорченковым печатью консистории, а также другим документальным указаниям, построена она была ранее 1767 года, являлась униатской и входила в состав полесской консистории. В 1767 году в Сверженском приходе исповедалось 1230 душ и было малолетних среди прихожан 227 душ. Вероятнее всего перешла в православие до 1840 года, на что есть косвенные сведения из архивных документов.
Со временем церковь стала приходить в упадок.  В 1850 г. выходит особое высочайшее повеление с указанием помещикам озаботиться построением и поддержанием церквей и причтовых построек. В соответствии с этим повелением  в апреле 1850 г. архипастырь Могилевский и Мстиславский на основании рапорта Городецкого благочинного протоиерей Якима Вишневского обращается к Могилевскому губернатору с отношением о том, что церковь с 1840 г. нуждается в ремонте: исправлении фундамента, настилке полов новыми досками, ремонте крыши и устройстве новых окошек, уничтожении униатских шкафов и пр. При этом пишет, что, несмотря на неоднократные личные и письменные обращения администратора церкви  Пиотуховича к помещице Сверженского имения Терезии Богданович и в имение ее покойной сестры Иозефины Сулистровской, последние мер к ремонту и исправлению церкви не принимают. Просит дать распоряжение помещице прихожан Сверженской церкви  по немедленному производству починки и исправлении «за их счет, при пособии церковном 37 руб. 61 коп. серебром».
Здесь надо отметить, что сам Яким Вишневский являлся ярым сторонником православия,  руководил благочинием Городецким, ранее униатская Городецкая церковь в мае 1835 г. по его инициативе была освещена с точным соблюдением греко-восточных обрядов архиепископом Василием (Лужинским), в тоже время, помещица Терезия Богданович, крепостные крестьяне которой являлись прихожанами православной Сверженской церкви, была католического вероисповедания.  В рассматриваемый период имелось указание правительства о помощи помещиками по обустройству пришедших в негодное состояние или нуждающихся в ремонте православных церквей Российской империи. Однако об участии других помещиков, крестьяне которых являлись прихожанами Сверженской церкви, ни в рапорте благочинного ни в отношении к губернатору не указывалось…
Из канцелярии Могилевского губернатора 7 апреля 1850 года ушло в Рогачев гневное указание «О починке Сверженской церкви»…
И закрутилась бюрократическая машина, в которую были вовлечены Рогачевский и Белицкий  земские исправники, Рогачевский предводитель дворянства, Рогачевская дворянская опека, так как имение Терезии Богданович и экономия её покойной сестры были заложены за долги и им назначался опекун и другие чиновники различных рангов. 
Рогачевский исправник регулярно докладывал о принимаемых мерах, при этом указывал, что помещица Богданович отказывается от починки церкви в связи с бедственным положением дел в её имении; Рогачевской дворянской опеке строго предписывалось повлиять на помещицу Богданович к немедленному производству ремонта; архипастырь Могилевский и Мстиславский просит губернатора убедить Богданович Терезию сделать ремонт в течение 3-х лет; Рогачевский земский исправник получает «замечание» от вице-губернатора за «неисполнительность», на что тот рапортом от 18 октября 1850 г. доносит, что помещица Богданович по случаю болезни находится в Рогачеве на излечении и по выздоровлении от неё будет взята подписка (прим. автора – довели старушку, ей было уже 62 года!).
10 ноября 1851 г. исполняющий должность Рогачевского земского исправника рапортом доносит в канцелярию губернатора о том, что …имение Свержень находится в собственности барона Фитингофа, проживающего в Белицком уезде м. Гомель. Его и надо обязать по ремонту церкви. Белицкий земский исправник рапортом от 30 ноября 1851 г. доносит, что барон Фитингоф согласен с требованием  о починке церкви.  В то же время Рогачевский земский исправник доносит в канцелярию губернатора о том, что барон Фитингоф считает, что в починке должны принимать участие и другие помещики, так как прихожанами Сверженской церкви являются не только его крестьяне, и просит сделать расчет на всех помещиков в зависимости от количества душ. У помещицы Францишки Стефановой (Поздняковой) – было 229 душ в деревне Кривск, у помещика Леоновича 23 души, у помещика Короткевича 13 душ, а в Серебрянце (ныне Серебрянка) у помещика Фитингофа  – 45 душ.
Из канцелярии Могилевского губернатора последовал запрос архимандрита о составлении сметы на ремонт Сверженской церкви, на что последний ответил, что дано указание епархиальному архитектору Шестакову о составлении сметы. 4 декабря 1852 г. архимандрит ответил губернатору, что смета на ремонт составлена.
И наконец, 1 ноября 1860 г. исполняющий должность Рогачевского исправника доносит в канцелярию губернатора: «…имею честь донести, что владельцы крестьян, коих принадлежат к приходу Сверженской церкви, по случаю принятия ныне самим Правительством мер к отстройке в Могилевской губернии православных церквей, вовсе отказались от ремонта Сверженской церкви, и все личные мои в этом отношении убеждения господ помещиков остаются безуспешными». Аналогичный ответ ушел из канцелярии Могилевского губернатора в адрес Могилевской консистории 15 ноября 1860 г.
И действительно, видя безуспешность прежних мер к благоустройству православных приходов в Западной России, русское правительство в 1858 г., накануне освобождения крестьян, решило отстранить помещиков от  забот по устройству церквей в их имениях и было принято решение об обустройстве церквей за счет казны и частично на пожертвования.
Предварительно были затребованы сведения о всех православных приходах, их состоянии и обеспеченностью.
Ведомость о церкви Рождества Богородицкой
Рогачевского уезда местечка Свержень
(1861 г.)
            1.Построена тщанием прихожан, в каком году неизвестно
            2. Здание деревянное с такой же колокольней; требует починки в стенах, крыши и фундамента, колокольня с оградой то же.
            3. Престол один
            4. Утварь весьма недостаточна
            5. Притч с 1842 г.: священник и дьячёк
            6. Плана и межевой книги на землю нет.
            7. Дома у священника нет, у дьячка свой собственный деревянный на церковной земле.
            8. На содержание священнику в год с 1842 г. – 120 р., дьячку – 40 руб. серебром.
            9. Зданий принадлежащих церкви нет.
            10. Расстояние церкви от Духовной Консистории 91 верста, от местного Чечерского благочинного 45 верст
            11. Ближайшие церкви:
- Гадиловичская – 6 верст
- Малашковичская – 7 верст
- Кистеневская – 7 верст
            12. Приписная – селения Кривска Николаевская церковь
            13. Домов в сем приходе нет.
            14. Опись церковному имуществу есть, сделана в 1808 году, засвидетельствована Меркуловицким благочинным протоиереем Иоанном Пославским, другая 1822 г. скреплена секретарем Консистории Матвеем Лорченковым и утверждена печатью Духовной Консистории.
            15. Приходо-расходная книга о суммах свечной и церковной с 1808 г. по 1828 г., данная из бывшего Чечерского духоного заказа, за шнуром и печатью оного хранится в целости, с 1828 г. по 1840 г. за шнуром и печатью Духовной Консистории хранится в целости. Суммы церковной кружечной и кошельковой остается с 1861 г. по 1862 на лицо – 77 руб.60 коп. сер.
            16. Копии с метрических книг с 1789 г. хранятся в целости.
            17. Исповедные росписи с 1804 г. то же.
            18. В обыскной книге, выданной Могилевской Духовной Консисторией в 1837 г. писаных листов 100, а не писаных 44 имеется.
            О притче.
Священник – Григорий Исаев Веротниковский, сан дьяческий. Окончил Могилевскую семинарию в 1851 г., поступил в Киевскую духовную академию, откуда по здоровью по его личному прошению уволен в 1855 г. после 2-х летнего воспитания. В Могилевском епархиальном ведомстве с 22 октября 1856 г. Рукоположен в священники Анатолием – Архиепископом Могилевским, к Ровковицкой Свято Троицкой церкви Рогачевского уезда, откуда 15 марта 1859 г. переведен к Скридлевской Свято Ильинской церкви Сенненского уезда, в 1861 г. 17 апреля по его прошению переведен в Сверженскую церковь. Грамоту имеет.
Семья: жена Маланья Иванова, дочь поручика армии из Лозницких Комаренко, дочь Анна.
Дьячек – Антоний Иванов Пушкаревич, обучался в Гомельском уездном училище с высшим отличием, окончил в 1841 г. Определен к Церковской Богородицкой церкви пономарем, в 1845 г. перемещен в Копыский уезд дьячком, 12 апреля 1846 г. переведен в Сверженскую церковь. Грамоту имеет.
Семья – жена Терезия Иосифовна, дочь – Анастасия, обучается в доме, сыновья Петр и Евфграф.
            О прихожанах:
- военные – 6 мужских душ и 16 женских
- дворяне – 3 муж. 8 жен.
- крестьян: помещика римско-католического вероисповедания Эрдмана Ивана Ивановича, который живет в местечке Свержень – 78 муж. И 91 жен.; в деревне Серебрянке того же помещика – 38 муж. 39 жен.; в селе Кривск помещика Поздняка римско-католического вероисповедания - 142 муж.152 жен. В том же селе помещика Богуша: дворян - 3 муж.7 жен., крестьян 25 муж.41 жен. В селе Кривск помещика Волк Леоновича крестьян 35 муж 25 жен. Помещика Короткевича крестьян 10 муж14 жен. Помещика Юдицкого крестьян 8 муж.8 жен. Помещика Александра Иванова Мертенса крестьян 8 муж. 8 жен. В селе Кривск помещика Пархимовича крестьян 4 муж. 3 жен.
Всего 368 мужчин 422 женщин.
Из материалов дела не усматривается каким образом был выбран подрядчик, но копии условий на постройку новой Сверженской церкви и починку Гадиловицкой, акты обмеров означенных церквей 15 декабря 1862 года получил помещик Борисевич Владислав Дементьевич, а уже 26 декабря 1862 г. с ним были заключены условия на постройку церкви в Свержне и починку церкви в Гадиловичах на сумму 5 000 рублей.
11 июля 1863 г. архиепископ Могилевский, на основании доклада Чечерского благочинного Высоцкого, пишет отношение начальнику Могилевской губернии Беклемишеву А.П., в котором указывает, что помещик Борисевич намерен сломать старую деревянную и строить на её месте новую каменную церковь. При этом Сверженское волостное правление от лица прихожан просит оставить на месте старую деревянную церковь, а новую строить вблизи старой на новом месте, в десяти саженях от старой для чего прихожане уступают огороды.
Тут же последовал отзыв Борисевича – церковь строится на новом месте, указанном прихожанами и благочинным.
12 ноября 1864 г. инженер-подполковник Де Граве Виктор Иванович – из губернской строительной и дорожной комиссии, докладывал начальнику Могилевской губернии:
«Мною освидетельствована вновь выстроенная каменная церковь в селе Свержень. Но так как ныне внутренние стены весьма сыры, наружная побелка здания не произведена, образов в иконостас не поставлено, то и нельзя в настоящем виде принять церковь.»
В записке от ноября 1864 г. подрядчик помещик Борисевич В.Д. докладывал начальнику губернии о том, что работы фактически выполнены, а  инженер Де Граве придрался к местам побелки здания, но из-за дождей побелка местами смыта водой. Также просил произвести расчет за вычетом денег на побелку (устранит весной) для расчета с рабочими. Всего истрачено 4928 рублей.
31 мая 1865 года епархиальный архитектор губернского правления рапортом донес начальнику губернии – здание церкви построено!
Прошел год. 4 июня 1966 г. из канцелярии губернатора инженер-подполковнику Де Граве шлют предписание о том, что «…дошли сведения, что крыша Сверженской церкви пропускает сильную течь, своды промокли и грозят падением, железных связей на стены и своды употреблено весьма незначительное количество, кирпич употреблен самого худого качества, так что во многих местах вываливается и вообще церковь устроена не добросовестно…»
Ему же предписано – совместно с уездным исправником немедленно отправиться в Свержень для совместного освидетельствования здания церкви и если найдете что-либо сделанным не согласно с актом и заключенным с подрядчиком Борисевичем условием, то об явных недостатках Борисевичу предложить по их устранению и приведению церкви в надлежащее устройство. Доложить! Подписал губернатор.
Вышепоименованный чиновник рапортом от 23 июня 1866 г. докладывал губернатору: в настоящее время на отстроенной церкви затруднительно точно определить степень добросовестности произведенной работы, как равно и качество материалов, тем более что церковь вновь побелена. При осмотре не найдено, что местами в стенах вывалился кирпич или выкрошился; в одном из углов внутри церкви, по указанию местного священника, существовала течь, но таковая ныне заделана подрядчиком. Во всей нижней части здания существует сильная сырость, по высоте колокольни образовалась в стене трещина, при пересечении плоскостей или где стены соединяются заметны более или менее трещины; по форме этих трещин все вышеупомянутые недостатки приписывают при постройке церкви, употреблением в деле недостаточно хорошего качества материала и небрежностью в работе. Иконостас устроен дурно, его следует исправить; полы не окрашены, главный вход следует устроить по проекту, окна везде устроены глухие, их следует немедленно переделать на створчатые для осушки сырости; а потому указав на месте господину Борисевичу все замечания полагал бы: производителю работ иметь наблюдение и следить за изменением вида трещин  в здании дабы возможно было сделать верное заключение о степени прочности постройки и заставить подрядчика исправить найденные недостатки. По вышеуказанным причинам церковь не принята.
На этом документе имеется приписка – «недостатки эти, коих видно из акта господина Борисевича, исправлены»
Окончательный расчет с подрядчиком произведен 30 января 1868 года. Стоимость постройки новой церкви в Свержени и ремонт Гадиловицкой составила 4897 рублей.
С 1-го января 1870 г. в результате административной реформы  Сверженская Рождества Богородицкая церковь стала приписной к Гадиловицкой Архистратиго-Михайловской церкви. Первым священником во вновь построенной Сверженской церкви был Михаил Феодорович Керножицкий, в должности с 22 июля 1863 г.

Источники:
- НИАБ фонд 2001 опись 1 дела 511, 879

Историческая летопись Сверженского римско-католического
Свято-Троицкого костела
5 марта 1786 г. Мария Сулистровская, в девичестве Козловская, фундовала (пожертвовала) для постройки и деятельности римско-католического костела и плебания в местечке Свержень Рогачевского уезда 129 десятин земли. Этот фундуш был юридически закреплен в земском суде Речицкого уезда Минской губернии. Затем он был рассмотрен на сессии Могилевской римско-католической консистории и утвержден митрополитом Станиславом Сестренцевичем 20 октября 1788 г. (Копия резолюция – прил. № 1). 
Муж Марии Сулистровский -   Иосиф Антонович Сулистровский (19.03.1761-19.05.1791), войскийошмянский, в 1783 г. имел в местечке Свержень с деревней Серебрянцей земли: всего 3390 дес., в т.ч. удобной 3259 дес. Впоследствии эти земли были размежованы на четыре участка (Вырезка из плана межевания земель Свержня – прил. № 21).
Костел был построен  и освящен под титулом Святой Тройцы в 1795 г. ксендзом Шеперновским – асессором Могилевской консистории.
В Национальном историческом архиве Республики Беларусь имеются на хранении церковные книги  по Сверженскому костелу. Первая запись о крещении 11 сентября 1797 г.  девочки по имени Людовика, дочери крестьян Симона и Евы Дунайских. Крестил ксендз Казимир Чишко – суррогат каноник Могилевский, помогала ему сама пани Мария Сулистровская, присутствовали вельможные пан Павел Козловский и ротмистр Андрушевич, восприемниками были Каспер Плевако и Юлиана Дзеружинская 2.
Там же имеется Реестр всех католиков, которые исповедались на Великий пост в 1800 году, среди них Мария Сулистровская, её дочери Иозефа и Тереза и сын Антон, а всего около 80 человек, в том числе крестьяне 3.
Ксендзом в 1799 году был викарий Антоний Сухра.
Определением Могилевской консистории были установлены границы прихода и соседи:
с Севера – Журавицкий  костел каноников регулярных латеранских В небе жизни наисвятейшей пани Марии Краковской конгрегации Божьего тела (до 1772 г. - имение Старые Журавичи Мстиславского Воеводства, с 1772 г. – Старобыховского повета Могилевской губернии, с 1784 г. – местечко Журавичи Старобыховского повета Могилевской губернии), 
с Востока -  Чечерский иезуитский костел Святой Троицы (до 1772 г. - местечко Чечерск Минского воеводства Великого Княжества Литовского, с 1796 года - Белицкого повета, с 1820 г - парафиальный костел Святой Троицы, местечко Чечерск Белицкого повета, с 1840 года - Белицкого уезда, с 1852 года - Гомельского уезда Могилевской губернии),
 с Юга - Люшевский филиальный костел Рождения Пресвятой Девы Марии (фольварк Люшев Рогачевского повета Белорусской губернии Российской империи, с 1802 года - Могилевской губернии),
с Запада – Рогачевский бернардинский костел Зачатия Святой Анны (с 1832 г. - парафиальный костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, с 1912 г. – Святого Антония Падуанского).
Прихожанами вновь отстроенного костела стали обыватели близлежащих мест, о чем они добровольно дали письменные подписки. Однако приход формировался с потугами и в феврале 1801 г. Мария Сулистровская обращается через Могилевскую консисторию к Императору Павлу I с просьбой вынести решение и установить положение, по которому к Сверженскому приходу будут приписаны, кроме изъявивших добровольное согласие, обыватели:
- от Рогачевского костела  дворов Гадиловичи, из Козловичей - Людовика Прушановского, Высокое, Денисковичи, Святое госпожи шембелянши Кляры из Сулистровских, Кошелева, Ветка помещика Базыля Чернявского, Стрелковского господ Зенкевичей, мостовничего Зборомирского, Яновки и Федоровки.
-   от Люшевского костела: околицы Шидловичи, Шерехов.
- от Журавицкого костела: Хизов, Тересполь, Млынок, Новоселки, Коротьки, Буда, околицы Богдановичи, Шоломея, Сипоровка, Порхов, Кривска, Иезефова и Задубье,
а также просила, предписать ксендзам тех костелов дабы с причетниками своими к вышеупомянутым домам не принадлежали и ксендзам Сверженской плебании обязаны быть послушными и не чинили никакого помешательства4. Для наглядности к обращению прилагалась схема Сверженского прихода (прил. № 35).
            В 1805 году священником Сверженского костела был ксендз Петрус Старжинский6.
            По сведениям от июля 1849 г. известно, что костел  был деревянный, на фундаменте, в форме креста, покрыт гонтом и ошалёван,  к нему были приписаны две каплицы, первая - на Сверженском поле в одной версте от костела под титулом Вознесения господня.  Построена очень давно и фундована, скорее всего, через панов Юдицких, владение Марии Сулистровской. Индульта не имела и один раз в год освещалась на праздник Вознесение. Более подробных данных в парафии не имелось. Вторая каплица -  в Марьян колонии в 24-х верстах от Свержня, от Могилева в 102-х верстах от Рогачева в 43-х верстах под одной крышей с жилым домом Терезии Богданович (вдова ротмистра Иосифа Богдановича). Означена - каплица Марии Сулистровской. Индульта нет и месса не отправлялась с 1833 года. Описание каплицы сделано в ходе генеральной визитации от 25 мая  1824 (1829?) г. через ксендза Луку – курата Люшевского костела и депутата Рогачевского Киши через кого и был выдан индульт.
            Прихожанами  Сверженского костела на 1 июля 1849 года были жители (фамилии выборочно):
1.местечко, имение и деревня Свержень – Павел Вяжевич 54 года, органист и его сын Иосиф 22 года, Адам Колодзинский 29 лет, Павел Мостовский 18 лет, рабочий Яцек Якубов 18 лет, Тереза Богданович 61 год.
В имении Терезии Богданович также прихожанами костела были: её сыновья Иосиф 28 лет и Игнатий 28 лет, дочь Селестина 30 лет, Марьяна Лешкевич – видимо прислуга, работники: Федор Сухов 42 года, его жена Регина 41 год, их сын Героним и дочери Анастасия 16 лет, Марья 12 лет, Иозефа 8 лет; работница Ельжбета Демьянова 42 года; работница Марьяна Гаврилова 17 лет и ее сестра Ельжбета 15 лет.
2. Имение Федоровка – Рафаль Рабцевич 35 лет, его жена Игнатия? – 43 года
3. Имение Франаполь – Ян Позняк 40 лет, его жена Франциска 38 лет.
4. Дер. Кривск – Чеховские
5. Имение  и фольварк Александров – Вильгельм Быковский 45 лет
6. Имение Хатовня – Софья Кончиц 47 лет, Мацей Закржевский 35 лет
7. Имение Шерехов
8. Имение Меркуловичи
9. Имение Святое
10. Имение Стрелки – Томаш Шатилло 41 год
11. Деревня Стрелки – Леон Шатилло 41 год
12. Деревня Гадиловичи – Франтишка Михаловская 30 лет
13. Деревня Турск – Платон Сеноженский 44 года, его жена Александра 38 лет, сыновья: Александр 11 лет, Станислав 4 года, Евгениуш 10 лет, дочки Петронелла 15 лет и Софья 14 лет.; Каэтан Гутальский 62 года.
14. Имение Козловичи – Малиновские, Прибыльские и Волосевичи
15. Имение Самуилов – Владимир Куровский 56 лет, Кароль Чечот 29 лет
16. Имение Рысков – Миколай Жорин 20 лет
17. Фольварк Рыкосин (наверное Рыкотин или настоящая деревня Ракутино)
18. Имение Хмеленец
19. Деревня Слобода – Аксиния Ивановская,49 лет
20. Деревня Довск – Якуб Печковский,76 лет
21. Деревня Осиновка – Винцент Кублицкий, 27 лет
22. Околица Шиловичи – Мышковские, Устинович, Пиотровские, Хилькевич
23. Имение Юдичи – Якуб Берковский,46 лет.
А всего прихожан:
- мужчин 108
- женщин – 103
Тогда же было сделано и описание самого костела: Большой алтарь под титулом Святой Тройцы. По правой стороне от входа в костел два алтаря. Первый – Святого Антония, второй – Провидения Божьего. Третий алтарь по левой стороне от входа в костел под названием Наисвятейшей пани Марии Прощанской. Дароносица из меди с позолотой. Кружка посеребрённая внутри и снаружи. Чаши две, хотя в описи костельной одна, и требуют правки и позолоты. Ризы разных цветов: светлых 6, траурных 2, колпаков 3 один из них траурный. Пара светлых далматиков. Плечевых шарфов 7. Покрывал 8. Полотенец обрядовых 30. Салфеток для хлебцов в дароносице 5. Белых облачений 8. Скатертей 15. Полотенец алтарных 7, для вытирания рук 5. Подушек под святые книги 5. Жертвенников алтарных 13. Штор – пар 28. Балдахин, береты, диван у Большого алтаря, погребальных саванн 2, сукно черное для катафалка 1, сукна для прикрытия окон 14. Покрывал для панского стола 4. Портьеры на трех алтарях, на четвертом нет и в запасе также нет. Есть орган. Колокол и малые колокольчики и другие костельные принадлежности. Хоругвий малых 2, с образами 5. Звонница для трех колокольчиков  и ризница 1. Кроме того имеются всякие мелкие предметы костельные не подлежащие описанию.
Плебание находится недалеко от костела и дороги, направо от сенцев имеет два помещения, а влево – пять. В здании три печки, 11 окон с 4-х створчатым переплетом, 10 дверей внутренних все навесные на завязках без замков, только три под висячие замки. Пол из колод струганных с одной стороны в два ряда. Во дворе плебанском - амбар под одной крышей с проветриваемыми помещениями с тремя стойбищами для лошадей с дверьми на завязках   с железными пробоями. Все это строение требует перестройки. Дальше хлев в линию со плебанским строением шагов на 40, пристройка под овощник, пристройка с сенцами в одной избе и коморка, дверь в которую также на навесах, с четырьмя окнами. Гумно, построенное 4 года назад. Двор частично огорожен. Ворота в плебанию одинарные на подвязках. За строением плебания малый огород с небольшим фруктовым садом. Хозяйские огороды по обе стороны дороги. Земли за плебанием считается 30 десятин. Домашнее хозяйство принадлежит плебанию.  
Такие сведения были представлены Рогачевско-Быховскому декану ксендзом Сверженского приходского костела Рутилом Починским7. За более чем полувековое существование, здание костела и плебание поизносились, требовался ремонт и органа. Для сбора пожертвований Могилевская римско-католическая консистория 9 мая 1853 г. выслала специальную шнуровую книгу где производились бы записи о приходе и расходе средств на ремонт костела.
18 июля 1853 г. волею митрополита всех Римско-католических Церквей Российской империи Игнатия Головинского на должность администратора Сверженского костела определен ксендз Сикорский Фабиан Александрович. Инвентарь костела, плебания и имущества на 1853 г. был составлен администратором Августином Соболевским и передан ксендзу Фабиану Сикорскому. После приемки прихода 29 июля 1853 г. инвентарь подписали Август Соболевский и Фабиан Сикорский, последним было указано на то, что требует ремонта орган, кровля костела и плебания. Инвентарь был доложен Рогачевско-Быховскому декану 23 февраля 1854 г. где и был скреплен печатью декана8.
В январе 1854 г. для ознакомления с прихожанами и сбора пожертвований ксендз Сикорский отправляется в объезд своего прихода. Всего им было собрано и записано в книгу 130 рублей серебром (бывшим администратором Соболевским не было собрано средств совсем).
Выполняя предписание консистории для ремонта был создан комитет в составе:
- администратор костела ксендз Ф.Сикорский
- от прихожан: отставной майор войска Российского Иван Поздняк и помещики: Владислав Борисевич и Вильгельм Быковский.
В декабре 1854 г. в ходе визитации  был составлен именной список прихожан Сверженского римско-католического приходского костела за 1852 год. Всего прихожан 161 мужчин и 157 женщин, в том числе:
Анелия Козловская, 41 год, Симон Колодзиевский, 60 лет, Борковские, Ивановские, Печковские, Цихинские, Боровские: Игнатий 23 года, Анна,41 год, Бельские, Евреиновы, Глинские, Рабцевичи, Позняк, Чеховские, Короткевичи: Федор 61 год, Марианна 43 года, Быковские: Вильгельм 48 лет, Павлина 43 года, Иосиф 20 лет, Антоний 18 лет, Викентий 15 лет и Леокадия 7 лет, Устиновичи, Ковзан, Парчевские, Коморские, Добровольские, Мышковские, Пиотровские, Хилькевичи, Жарины, Богдановичи: Терезия 64 г., Иосиф 41 год, Игнатий 31 год, Антоний 39 лет, Казимир 35 лет и Целестина 32 года, Воробей, Парфемович, Жуковский Владимир 36 лет, Прушановские, Осташковичи, Рыпинские, Малиновские: Теофил 62 года, Констанция 27 лет, Анна 6 лет, Дубейковские, Зборовские, Кучинские, Сеноженцкие: Павел 31 год, Александра 41 год, Людвика 17 лет и др., Бабицкие, Урбанович, Петрусевич9 (выборочно).
             20 мая 1855 г. администратор костела Сикорский Ф. рапортом доложил Рогачевско-Быховскому декану ксендзу Гинейтису о начале ремонта костела. К этому времени пожертвования составили:
- прихожанка Агафья Евневич завещала на ремонт органа 148 ру.50 коп.
- помещица Терезия Богданович пожертвовала 250 руб. серебром. При чем, сделала это она вынуждено -  с целью прекращения в отношении её дела об отыскании свободы крепостными крестьянами Масловскими, которое было заведено по инициативе бывшего администратора костела  Р.Починского. По этому делу помещицу поддержала Могилевская консистория.
- собрано Сикорским 130 руб. серебром
            Ремонт костела был взят на жесткий контроль со стороны консистории через Рогачевско-Быховского декана. За не радение в деле починки костела ксёндз Сикорский Ф. имел выговор и замечание от консистории и декана, за что очень возмущался в рапортах. Как бы то ни было, но в 1856 г. ремонт был, в основном, закончен. Было уплачено плотнику Андрею Гаврилову сыну Чистякову 105 руб, красильщику за масличную окраску крыши костела 25 руб, за исправление органа 120 руб., за покрытие колокольни 10 руб. и др.
6 октября 1863 г. в 11 часов утра по неосторожности или слабоумию Павла Елиашевича загорелся его дом, от него огонь перекинулся и загорелись плебанские хозяйственные строения: амбар, ледник, конюшня, сарай и скотный двор, находившиеся под одной соломенной крышей, с хлебом, солью, с зимним и летним экипажами, с сеном и прочими хозяйственными припасами.
Ксендз Сикорский 8 октября 1863 г. обращается к Рогачевско-Буховскому декану в котором указывает, что в результате этого пожара он и органист костела Иосиф Павлов Еляшевич понесли убытки не менее 1000 руб. серебром; у них остались только жилые дома; просит ходатайства перед духовным начальством помощи из вспомогательного капитала для постройки необходимо нужного хозяйственного строения и для прожития самим, «…ибо по бедности прихожан попользоваться от них надежды не имею, и проживать без помощи не возможно…». Только 4 декабря 1863 г. из Могилевской консистории дается указание Рогачевско-Быховскому декану о личном осмотре непосредственно в местечке Свержень результатов пожара – обгорели или совершенно сгорели хозяйственные строения, а также о действиях полицейской власти.
Виновных в поджоге или умышленных действиях полицейские власти не выявили.
Из консистории в мае 1864 г. сообщили, что для истребования денег из ремонтного капитала администратору Сверженского костела необходимо представить план и сметы, только после этого объекты будут включены в общее Представление об отпуске истребуемого пособия.  План и сметы были представлены в консисторию 28 августа 1864 г., однако 24 февраля 1865 г. ксендз Сикорский докладывал Рогачевско-Быховскому декану, что на его рапорт ответов нет, «…оставить приход нельзя, и жить в таком стеснении не возможно…»10.
Шло время, в Российской империи произошли важные события, изменилось и отношение к римско-католической церкви.
В начале 1866 г. Могилевская консистория затребовала для подведения итогов деятельности сведения о костелах, филиях, каплицах, алтарях и белом духовенстве. Администратор костела ксендз Сикорский Фабиан Александрович  представил в апреле 1866 г. такие сведения, где, в том числе указал, что земли у костела удобной и неудобной пахотной и под лесом 35,28 десятин и 4 десятины сенокосов при реках Днепр и Могутин (видимо имелась ввиду река Рекотун). О себе написал, что родился 13 мая 1797 года, в должности 13 лет, под судом и штрафом не был. Каплиц при костеле одна в версте прозываемая в народе Прощанская (первое и единственное упоминание названия каплицы). Костелу принадлежит дом деревянный в местечке Свержень. Капиталов нет. Прихожан 268, дворов 58, в том числе из: местечек Свержень, Веселов,  Новый Свет, Шоломея, Самуйлов, Козловичи, Федоровка, Франоволь, Меркуловичи, Шерехово, Стрелки, Турск, Кистени, Хмеленец, Довск, мызы Сипоровка, фольварков Серебрянец, Лесова Буда, Святое, Александрово,  деревень Осмоловичи, Кривска, Шиловичи, Осиновка, Башица, Рысков и Виляховка, почты в Гадиловичах и села Денисковичи.
Именной
список прихожан римско-католического исповедания в
Сверженском приходе
за 1866 год.
Местечко Свержень, дом кс. Сикорского и плебание
- Ленкевич Константин, 60 лет, родственник ксендза, жена Кондида, 40 лет, дочь Эмилия, 21 год, Камелия 19 лет
- Бейнер Георгий, 16 лет, прислуга при плебании
- Бернацкая Анна, 60 лет, служанка Теодезия 48 лет, её дочь Юлия 19 лет, Степан – незаконный сын Юлии
- Марцелия Короткевич 50 лет, сын Константин, 30 лет, служанка Юлия
- Пшеградский
- Корвовский
- Елияшевич
- Сакович и др.
Всего 10 дворов.
            Ферма Свержень
- Колодзинский Адам
- Петр Жорин, 48 лет
Один двор.
Деревня Свержень  
- Володзько Алексей, 70 лет
- Щегельский Михаил, 71 год
- Максимов Викентий, 65 лет
- Игнатьевы, Леоновы и др.
Всего 6 дворов.
Усадьба Сипоровка
- помещик Эрдман Иван, 69 лет, жена Анна 49 лет, сын Эдмунд, 26 лет, эконом Иосиф Яцковский 32 года, ключница Петронелия Савицкая 35 лет, горничная Андельма 35 лет, мельничиха Агнесса Францова 46 лет, дочь Анна 25 лет
Всего один двор
Усадьба Веселово
- Жуковский Александр 45 лет, жена Клотильда, 35 лет.
Один двор
Деревня Довск
- Ольга Яковлева – солдатка, 46 лет, с дочкой и сестрой
Один двор
            Усадьба Серебрянец
- Иосиф Рымкевич 40 лет, жена Агафья 45 лет
Один двор.
Станция Довск
5 дворов: - Жорин Николай 58 лет, трактирщик, жена Марцелия 46 лет, 6 сыновей, 3 дочки, всего 16 человек.
            Усадьба Хмеленец
Один двор, 6 человек:
- Борисевич Владислав 36 лет, его жена Эмилия 28 лет, брат Иосиф 34 года
- приказчик Иосиф Рудзинский 42 года
- ключница Магдалина 30 лет
- скотница Эмилия 29 лет.
            Усадьба Федоровка
Один двор 2 человека:
- Кигн Людвик 60 лет
- Екатерина Павловская 54 года
            Деревня Осмоловичи
Один двор 3 человека:
- Петкевич Элеонора, вдова 38 лет, сын Игнатий 6 лет, дочь Елена 4 года
            Усадьба Франополь
Один двор 6 человек:
- Позняк Иван 58 лет, сослан, его жена Францишка 56 лет, сестры её Галицкая и Странишевская
- эконом Аллозий Струмин
            Деревня Кривск
6 дворов:
- Пархомович Василий 62 года с детьми
- Пархомович Емельян с женой и детьми
- Эссен Роберт 29 лет с семьей
- Эссен Платон 25 лет с семьей
- Эссен Константин 35 лет
- Чеховский Феликс с семьей
            Усадьба Александровка
Два двора 6 человек:
- Быковский Антон 32 года, его жена Амелия 22 года, сын Викентий 29 лет, дочь Леокадия 21 год
- Богуш Фома 35 лет, его жена Анелия 47 лет.
            Усадьба Буда Лесовая
Три двора 12 человек:
- Устинович Емельян 50 лет с семьей
- Зуева Урсуля 50 лет, с постоялого двора
- Обрашкевич Анна 36 лет с почтовой станции
            Село Меркуловичи
Два двора 13 человыек:
- Гурский Иван с семьей
- Михневич Марья 32 года – жена станового пристава
- Степан Езерский 21 год
            Околица Шиловичи
Пять дворов:
- Мышковский Максим 68 лет с семьей
- Мышковский Иван 30 лет с семьей
- Мышковский Викентий 34 года с семьей
- Мышковский Яков 32 года с семьей
- Устинович Павел 42 года с семьей
            Усадьба Шерехово
- Иван Милевский 40 лет.
            Усадьба Шеломея
- Ковзан Софья 64 года, ее дочь Эмилия 24 года (приписка рукой ксендза Сикорского: - сын – на военной службе, и дочки – проживают в Могилеве)
- эконом Иосиф Шебеко 40 лет.
            Усадьба Колония
- Левковец Аделаида 37 лет, сын Станислав Парчевский 14 лет, дочь Мария-Александра 13 лет
- кучер Доминик 60 лет
- ловчий Егор Малаховский 42 года
            Деревня Башица
- Никифорова Пелагея 38 лет
- Титов Федор 61 год, его жена Регина 59 лет, дети (приписка Сикорского – эти люди показаны православными)
- Леонов Иван 47 лет
Леонов Блажей – срлдат 35 лет
            Деревня Осиновка
Три двора:
- Клементьева Наталья вдова 43 года с детьми
- Михайлов Павел 42 года с женой  и братьями
- Конон Никифоров 41 год с женой, сыном и братом
            Усадьба Фундаминка
- Сеноженцкий Оттон 27 лет
            Село Рысково
- Пархамович Регина 49 лет
- Курталевич Мария 24 года
- Курталевич Софья 22 года
- Курталевич Анна 18 лет
Усадьба Стрелки
- эконом Лаврен с женой и детьми
- служанка Иозефина Свидерская 30 лет.
            Усадьба Денисковичи
Два дома:
- Прушановский Бронислав 55 лет
- Прушановский Дмитрий с сестрами
- Осташкевич Яков 49 лет с братом
            Усадьба Турск
Три дома:
- Сеноженцкая Александра вдова 55 лет с сыновьями: Александром 29 лет, Евгением 27 лет, Станиславом 21 год
- ключница Настасья Шацилло 70 лет
- эконом Иосиф Вальчевский 35 лет с дочерьми
- ловчий Кублицкий Иван 27 лет
- Крупский Люциан 25 лет
- Шацилло Антон 25 лет
            Почтовая станция Гадиловичи
- Иосиф Ковалевский 42 года.
Всего:
- мужчин 120
- женщин 134.
2 июля 1866 г. Рогачевский уездный исправник пишет рапорт на имя Могилевского губернатора с ходатайством якобы от прихожан о закрытии Сверженского костела по причине малого количества прихожан и возможности причисления их к Рогачевскому или Журавицкому костелов, так как отстоят от них на 20 и 15 верст, соответственно.
Главный начальник Витебской и Могилевской губерний в письме Могилевскому губернатору от 31 августа 1866 г. признает возможным упразднить некоторые римско-католические костелы, в том числе и Сверженский, а также разрешает сделать соответствующие распоряжения,  прихожан представить римско-католическому епархиальному начальству распределить по ближайшим костелам; в отношении зданий и строений этих костелов и угодий поступить согласно сделанных предложений. И потребовал об окончательном закрытии костелов и времени прекращения штатного содержания уведомить.
            Из канцелярии Могилевского губернатора аналогичного содержания циркуляры ушли в консисторию и Рогачевскому уездному исправнику с указаниями о передачи владений Сверженского костела в ведение Могилевского правления госимуществом для последующего устройства школы.
            Церковное имущество и святые дары Сверженского костела согласно указания консистории принял настоятель Журавицкого костела ксендз Лукашевич от ксендза Сикорского. Костел был опечатан Рогачевским уездным исправником 17 октября 1866 года. Колокола и поносный образ Божьей Матери исправник просил передать Сверженской церкви.
            Строения и земли под ними, принадлежавшие костелу, принял Сверженский волостной старшина Константин Иванов, в том числе:
1.Дом из соснового дерева на две половины, покрытый дером в лоток, имеющий 6 жилых покоев, 12 застекленных окон, 9 дверей, 2 голландские из кирпича печи. В длину 7 сажень 1 аршин и 2 вершка и в ширину 4 саж. 2 арш. 2 вершка – ветхий, оценен в 20 рублей.
2. Флигель из соснового дерева на две половины с сенями и чуланчиком, покрытый опилками, для помещения хозяйки и людей, выстроенный в 1855 г., 6 застекленных окон, 3 двери, 2 печи, в длину 6 саж. 2 арш. 12 вершков и ширину 4 саж. – оценен в 30 рублей.
3. Вревна из соснового дерева, покрытая дёром, ветхая.
4. Сарай из сосны, покрытый на половину соломой, сохранивший 8 стенок.
5. Овин с молотильным сараем, покрыт частью дёром, частью соломой, оценен на 10 руб.
            Под означенными постройками числилось до 1125 кв. саженей земли.
            Овин принял чиновник из Могилевского правления госимуществом М.Юркевич.
            При приеме-передаче присутствовали крестьяне Сверженского сельского общства Венедикт и Филипп Яковлевы, Клим Осипов и Василий Фомин, за них неграмотных расписался ксендз Сикорский.
            Земли костела, отмежеванные к костелу в 1860 г. Могилевским уездным землемером Губаревичем удобной и неудобной земли 35 дес. 28 саж. и 4 дес. сенокосов принял чиновник М.Юркевич.
            3 октября 1866 г. в адрес начальника Могилевской губернии от инспектора народных училищ Могилевской губернии М.Кутневича поступило ходатайство с просьбой Сверженского волостного правления о передаче дома ксендза Сверженского костела под помещение мужского и женского училища. При этом инспектор Кутневич писал: «…зная лично, что нынешняя учебная комната при волостном правлении очень тесная по числу учащихся приходящих из деревень учеников, негде жить и учителю, поэтому нанимает квартиру, предполагаемое к открытию по мирскому приговору женское училище вовсе негде поместить, осмеливаюсь покорнейше ходатайствовать об удовлетворении сказанной просьбы Сверженского общества, столь радушного к делу обучения божьей грамоте».
            23 октября 1866 г. Рогачевский уездный исправник также испрашивает разрешение  у губернатора использовать отдельные негодные по ветхости плебанные строения под школу.
            22 декабря 1866 г. группа крестьян-собственников Сверженской волости во главе с сельским старостой подавали прошение о возврате колоколов Сверженского костела Сверженской же церкви.
            Все эти прошения и ходатайства были удовлетворены, а колокола переданы в феврале 1867 г.
            Сверженский римско-католический костел прекратил свое существование, но не прекратилось движение вокруг имущества его.
            25 сентября 1867 г. Рогачевский исправник запрашивает канцелярию губернатора о органе Сверженского костела, который так и не передан в Антушевский костел согласно распоряжению консистории. Также в рапорте указывает, что для растарки и перевозки органа требуются значительные издержки, которые прихожане-католики обязались принять на себя, но по скудности их состояния исполнение это отложено до осени, и что Сверженский костел почти весь стоит на склепах, в коих похоронено много  тел не зарытыми в землю, на что 12 октября 1867 г. получает ответ от вице-губернатора о том, что тела, находящиеся в склепах под упраздненным Сверженским костелом следует оставить неприкосновенными до особого указания…
            В октябре 1867 г. священник Сверженской приходской церкви Максим Керножицкий просил причислить  к приходу 33 десятин земли бывшей костельной, а ныне в ведении казенной палаты.
            В начале 1869 г. Любаньская Николаевская церковь просила передать ей здание костела. Тогда же Рогачевский уездный исправник доложил в канцелярию губернатора, что ему не известно по какой причине не передано здание костела сельскому обществу Свержня. Плебанные строения переданы под училище. Здание костела прочное и его можно перенести на кладбище под часовню или обратить на устройство ограды при приходской церкви.
            4 января 1870 г. Сверженское сельское общество принимает постановление: перенести здание под часовню на кладбище средств нет, но можно разобрать и сделать ограду…
            Священники Ново-Журавицкой церкви обращались с ходатайством о разрешении перенести здание Сверженского костела в д. Болотня….
            Наконец,  здание костела было передано в Любаньский приход, а дело об упразднении Сверженского римско-католического костела было закрыто в марте 1870 г.

            В Национальном историческом архиве Республики Беларусь хранятся сведения из метрических книг Сверженского римско-католического костела:
Сокращения: р – записи о рождении, б – записи о браке, у – записи о умерших

Годы
Фонд/опись/дело
Примечание
1797-1799 рбу
1781-26-1232
Латынь
1795-1797,1799,1800 у
1781-26-1232

1800 р
1781-26-1232

1800
1781-26-1232

1803 рбу
1781-36-154

1804 рбу
1781-36-155

1806 рбу
1781-36-156

1809 рбу
1781-36-158

1811 рб
1781-36-159

1819 рбу
1781-36-165

11.1825-1826 рбу
1781-36-168

11.1826-11.1827 рбу
1781-30-169

1827-1828 рбу
1781-30-185
Доминиканский
1829-1830 рбу
1781-30-186

1831-1832 р
1781-30-187

1832 б
1781-30-187

1831-1832 у
1781-30-187

1832-1833 р
1781-30-188

1833 бу
1781-30-188

1833-1834 р
1781-30-189

1833 б
1781-30-189

1833-1834 у
1781-30-189

1835 рбу
1781-36-190

1835-1836 р
1781-36-191

1836 б
1781-36-191

1836 у
1781-36-191

1837 рбу
1781-36-192

1838 ру
1781-36-193

1839 рбу
1781-36-194

01.1840-06.1840 р
1781-30-307

02.1840 б
1781-30-308

08.1840-12.1840 у
1781-30-309

1841 рбу
1781-30-310

1842 р
1781-30-311

08.1842-10.1842 б
1781-30-311

1842 у
1781-30-311

1843 рбу
1781-30-312

1844 р
1781-30-313

04.1844 бр
1781-30-313

1844 у
1781-30-313

1845 у
1781-30-174

05-11.1845 б
1781-30-174

1846 р,у
1781-30-175

1846 р
1781-30-176

 1847 бу
1781-30-176

1848 рбу
1781-36-252

1835-1848 бр
2436-1-3

1849 р
1781-30-314

1849 у
2378-1-248

1849 у
2378-1-249

1849-1865 б
2378-1-251

1850
1781-30-315

02.1850 б
1781-30-316

04.1850-09.1850 у
1781-30-317

1851 р
1781-30-318

1851 у
1781-30-320

1851 у
1781-30-321

1852 у
1781-30-322

08.1852 у
1781-30-323

1852 у
1781-30-324

1852
2436-1-2

1853 р
1781-30-325

07.1853-11.1853 у
1781-30-327

1854 р
1781-30-328

06.1854-08.1854 б
1781-30-329

1854 у
1781-30-330

1854 р
2378-1-252

1855- ру
2378-1-253

1856 р
2378-1-255

1856 бу
2378-1-256

1857 р
2378-1-257

1857 бу
2378-1-258

1858 р
2378-1-259

1858 бу
2378-1-260

1859 бу
2378-1-261

1860 ру
2378-1-262

1860 б
2378-1-263

1861 рбу
2378-1-264

1862 у
2378-1-265

1862 ру
2378-1-266

1862 р
2378-1-267

1863 ру
2378-1-268

1864 рбу
2378-1-269

1865 рбу
2378-1-270

1866 р
2378-1-271


Некоторые объяснения:
Фундуш - (польский юридический термин, официально усвоенный и русским юридическим языком в Царстве Польском) — в старопольском праве обозначает дар в пользу какого-нибудь учреждения, чаще всего в пользу костела или монастыря. В источниках польского права упоминаются часто так называемые Zapisy funduszowe и czynienie funduszów, т. е. пожертвования. Впоследствии понятие Ф. распространилось на всякого рода имущества духовных учреждений, без отношения к источнику, из которого они происходили. Этим термином безразлично обозначалось как движимое имущество (капиталы), так и недвижимое. Когда имущества, принадлежавшие духовенству, получили иное назначение, выражения "фундуш", "имения фундушные" (dobra funduszowe) стали применять к имениям других общественных учреждений. Так, например, когда в 1773 г. Климент XIV уничтожил орден иезуитов, имения и капиталы, оставшиеся после них, были предназначены на цели общественного воспитания и получили специальное название: "fundusz edukacijny" (эдукационный капитал) — название, сохранившееся до настоящего времени. В последние 60 с небольшим лет термин Ф. стал применяться только к денежными капиталам, хранившимся в бывшем польском банке (переименованном в 1885 г. в контору государственного банка). Когда в 1864 и 1865 гг. русское правительство конфисковало имения и капиталы, принадлежавшие белому и черному католическому духовенству, было разъяснено, что в казну переходят недвижимые имущества и духовные капиталы — "fundusze duchowne"; последним термином обозначались наличные деньги и капиталы, помещенные в бывшем польском банке и на ипотеке. Доходы от этих имений и "фундушов", названных "подуховными", предназначались на содержание католического духовенства. Известен еще так называемый "fundusz stypendyalny", т. е. капитал, % с которого предназначены специально для помощи учащимся. Далее существует еще "fundusz emerytalny", т. е. эмеритальная касса служащих в казенных и общественных учреждениях Царства Польского. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.)
            Войский –служебная должность в средневековой Польше (с XIII века) и в Великом княжестве Литовском (с XVI века). Во время войн, когда шляхта отправлялась на сборы, войский следил за порядком в повяте и охранял шляхетских жён и детей. В Королевстве Польском были городские и земские войские, в Великом княжестве Литовском только земские, которые подчинялись старосте поветового города. В Речи Посполитой должность считалась низшей из земских (14-я по табели о рангах Короны Королевства Польского). В данном случае – Ошмянского повета ВКЛ.
            Станислав Сестренцевич - Его Высокопреосвященство архиепископ Станисла́в Бо́гуш - Сестренце́вич (3 сентября 1731 года — 1 декабря 1826 года) — католический епископ, первый архиепископ Могилёвский. Президент Вольного экономического общества (1813—1823).
            Плебания - двор при католической церкви в Польше и в Белоруссии в 16-20 веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества.
            Индульт - привилегия в Римско-католической Церкви, предоставляемая Папским престолом или иной высшей церковной властью отдельному лицу (группе лиц) на осуществление действий, не разрешенных общим церковным правом. В данном случае привилегия на деятельность каплицы.
            Генеральная визитация - обозрение начальствующими духовными лицами в целях надзора подведомственных им учреждений, в особенности находящихся в удалении от места служения самого начальственного лица,- одна из форм осуществления контролирующей власти.

Прил. № 1
Копия резолюции Могилевской консистории
о фундуше М.Сулистровской (НИАБ ф.2378 оп.1 д.162 л.015)


Прил. № 2
Вырезка
из Плана генерального межевания Рогачевского уезда
(земли сельца Свержень)

Автор неизвестный, взято с форума «Всероссийское генеалогическое древо», режим доступа – электронный ресурс: - http://forum.vgd.ru/post/45/27007/p2142097.htm#pp2142097
Прил. № 3.
Схема
Сверженского прихода


Примечания:
1.      РГАДА ф.1354 опись 241-1 снимок 0025,
2.      НИАБ ф.1781 оп.26 д.1232 л.730
3.      НИАБ ф.1781 оп.26 л.л.736-736 об.
4.      НИАБ ф.1781 оп.2 д.56 л.031.
5.      НИАБ ф.1781 оп.2 д.56 л.18.
6.      НИАБ ф.1781 оп.36 д.156.
7.      НИАБ ф.2378 оп.1 д.79.
8.      НИАБ ф.2436 оп.1 д.1.
9.      НИАБ ф.2436 оп.1 д.2
10.  НИАБ ф.2378 оп.1 д.97.

г. Бобруйск
Март 2017 г.

четверг, 27 апреля 2023 г.

Ян Дзялынский (Jan Działyński) (ок.1510-8.5.1583) и его писарь Бартош Славинский г. Sternberg

Ян Дзялынский (Działyński JAN, ок. 1510-1583) - воевода хелминский с 1566г., сын Миколая и Малгожаты Магдалены Фоглер. Подкоморий добржинский и хелминский с 1533, староста хелминский и чевский с 1545, в том же году стал каштеляном гданьским и эльбласким, в 1546 каштеляном хелминским. Воевода поморский в 1551, хелминский 1556, староста брачианский в 1534-1582.

Входил в состав Рады Прусской, лидер просской "оппозиции". В 1573 помог Генриху Валежему получить польский трон, подписал избрание Герниха 3 Валежего королем.. После побега во Францию, примкнул к стороне Габсбургов.В 1575 подписал выборы Максимилиана 3 Габсбурга. В 1576 году помирился с Стефаном Баторием, вторым электором польским. В своей политике стремился ограничить свободы Гданьска и подчинить его короне. Участвовал в Гданьской кампании Стефана Батория в 1577 году.

Владелец замка Bratian (Bratyan, Bretzen, Bretchen, niem. Brattian) и староста брачианский с 1535 года (выкупил у Яна Вечвиньскего). В 15 веке, по итогам тридцатилетней войны между крестоносцами и Короной Польской, замок отошел Польше и стал резиденцией королевских старост.

Замок поддерживался в отличном состоянии, сохранялась даже старая каплица крестоносцев. Ежедневно в ней отправлялись мессы реформатом из Лукова. В 1564 началась перестройка замка. После разделов, замок братианский опустел и пришел в упадок.

Руины замка крестоносцев (14в) в повете Новомейским в воеводстве варминско-мазурском.



Координаты руин замка 53°27′51″N 19°36′28″E




Znak dwudziestej szóstej chorągwi wojsk krzyżackich w czasie bitwy pod Grunwaldem (zamek w Bratianie i Nowe Miasto Lubawskie) według Banderia Prutenorum Jana Długosza

Zamek w Bratianie, zwany także zamkiem Bratian, został zbudowany na potrzeby zakonu krzyzackiego w połowie XIV wieku na niewielkim wzniesieniu w widłach Drwęcy i Welu; przeniesiono do niego siedzibę wójtów Nowego Miasta Lubawskiego. Pierwsza udokumentowana wzmianka o zamku pochodzi z 8 listopada 1343 – wówczas na zamku odbyło się spotkanie książąt mazowieckich Ziemowita II i Bolesława III z wielkim mistrzem Ludolfem Königem w sprawie wytyczenia granicy między Mazowszem a państwem zakonnym[potrzebny przypis]. W zamku przebywał po złożeniu urzędu aż do śmierci Wielkiego Mistrza Henryk Dusemer von Arfberg. Na zamku bratiańskim odbyła się ostatnia przed bitwą pod Grunwaldem narada najwyższych dostojników Zakonu. Nieopodal zamku na lewy brzeg Drwęcy przeprawiły się po 12 mostach siły krzyżackie podążające na spotkanie z wojskami polskimi. W czasie bitwy pod Grunwaldem zamek w Bratianie i Nowe Miasto Lubawskie wystawiły dwudziestą szóstą chorągiew wojsk krzyżackich; prowadził ją Johann von Redere (Jan de Redere), wójt bratiański. W 1410 zamku zajęły wojska polskie i stacjonowała w nim polska załoga pod dowództwem rycerza Jana z Kretkowa, po czym na mocy postanowień pierwszego pokoju toruńskiego w 1411 roku, warownia powróciła w ręce krzyżackie.
Po wojnie trzynastoletniej na mocy drugiego pokoju toruńskiego w 1466 roku zamek ponownie trafił w ręce polskie, i stał się siedzibą starostów królewskich

***
1571 - SŁAWIŃSKI, h. Sternberg, Bartosz, służebnik Jana Działyńskiego (1510-1583), wojewody chełmińskiego, pisarz zamku Braciańskiego. A. b. K. S. ks. p. 52. f. 425.

Ист: Nieznana Szlachta Polska I Jej Herby Wiktor Wittyg 1912

среда, 10 августа 2022 г.

Славинские: послы на выборах королей Польши

 Выборы короля Яна II Казимира Вазы,  1648 год. 

От земли Варшавской:

1. Slawinski Jan, komornik zemli Warszawskiej

2. Slawinski Mikolaj 

От воеводства Познанского:

3. Slawinski Mikolaj  

4. Slawienski Piotr, secret JKM 

От земли Сохачевской:

5. Slawienski Stanislaw h. Leliwa, канцлер Гнезинский, архидиакон Lowicki, каноник Познаньский, секретарь  C.R.M. 


Выборы Яна III Собеского, 14 мая 1674 года.

От воеводства Познаньского:

6. Slawinski Jan h. Leliwa

От воеводства Краковского, Княжества Заторского и Освецимского:

7. Slawinski Pawel h.Leliwa, komornik granicny Zatorski 

От Земли Сохачевской (воеводство Равское?, ц. Рава Мазовецкая):

8. Slawinski Woyciech 


Выборы Августа II Сильного, 1697 год.

От воеводства Серадского:

9. Slawinski (Slawienski) h. Leliwa


Выборы Станислава Августа Понятовского, 1764 год.

От воеводства Равского (земля Сохачевска):

10. Slawinski Nalecz z Slawina Antony pisarz zemli Sohacheski I posel 

От воеводства Краковского:

11. Slawinski Nalecz z Slawina Antony burgr grodzki Brzes Kujawski   

От воеводства Сандомирского:

12. Slowynski Benedykt 














среда, 15 сентября 2021 г.

Колонисты из Силезии в Восточном Полесье и на Мозырщине.

Полесье пережило три волны эмиграции немецко-чешского населения с территории Украины, Польши и бывшей Австро-Венгрии. Первая волна затронула середину 19 века.

Вторая волна - 1870е годы

Третья волна пришлась на начало 20 века.

Рабочие из Чехии, Словакии, Силезии, Моравии нанимались крупными землевладельцами Кеневичами для работы в своих имениях в Мозырском уезда и поселялись в колониях - осадах при бриневском и дорошевичском фольварках. Часть силезцев осели в колонии Слензаки при фольварке Лопча имения Лобча-Дорошевичи. Обитателями - выходцами из Подляшья (Slaska) сформированы населенные пункты Слензаки Дорошевичские, Бриневские и Макаричские.

При этом часто сами силезцы (слензяне) себя поляками не считали, и относили к немцам, подвергшись в ходе исторических процессов онемечиванию пруссами, однако придерживались римско-католической, а не лютеранской, веры. Их обряды отличались от белорусских. 

Впервые упоминания переселенцев - мазуров  на Полесье относятся к 1858 году по случаю посещения пани Скирмунтовой Дерешевич "06.09.1858: Снова по грибы с отцом Ядвиги и до осады Мазуров  в лесу". Уже в 1862 году упоминаются и слензаки (szlazakow). 15.7.1862: Того же дня большая поездка до колонии Слензаков, которым они выделили собственные хаты. Изучать с помощью меня тот милый и симпатичный люд. 17.07.1862: "По тьме ночи на поле до слензаков, когда пшеницу косили".

По мемуарам Стефана Кеневича в книге "Дорошевичи 1863" (польск.), его отцом и дедом было привезено 12 семей австрийских подданых, которых поселили в 5 колониях. (Краков был на территории Австрии): по две колонии при бриневском и лопчанском фольварках, и одна в Дерешевичах. Каждая семья получала в собственность 2 десятины грунта, хорошие халупы с угодьями. Были обязаны несколько дней в году отработать бесплатно, часть за плату. Это были люди довольно респектабельные, трудолюбивые, католики и неизмеримо привязанные и отзывчивые до двора. Колонии быстро росли. Они оставались австрийскими подданными до момента, когда Российская империя под угрозой выселения заставила их детей принять российское подданство. Слензяне уважали себя за элемент значительно выше и культурнее холопов местных, и нигде с ними женитьбы не регистрировали (из мемуаров Кеневича)

Эдвард Войнилович в своих мемуарах оставил такую заметку об этом период истории:

А для обеспечения своего хозяйства постоянными работниками, поденщиками, в дальнейшем землевладельцы через «ad hoc» (агентов) и «дома заказов» (конторы по трудоустройству) начали вербовать семьи рабочих в большинстве из убогой перенаселенной Австрийской Силезии, расселяя их в имениях или на колониях. Как правило, это были работники слабые и не всегда приспособленные к сельским работам, особенно переселенцы из городов, но на первых порах не одну брешь в рабочей силе поместий заполнили. Они знакомили местное население с неизвестными до сих пор приемами труда, например, пахота плугом, а не сохой, уборка зерновых косой, а не серпом и т. п. Удивительно, как прибывшие из пястовских околиц очень быстро поддались местной ассимиляции и уже во втором поколении приняли белорусскую речь (заговорили на белорусском языке). (с)

В. Веренич в своей работе "Польские говоры в СССР". Ч2, Минск, 1973, стр. 208-212 упоминал: Местное население разговаривало на "силезском" говоре вплоть до 30х годов 20 века. В то время, как старшие и между соседями разговаривали по -польски, с внуками - по - белорусски. 

Все они занимались земледелием.

Ряд указов 1915 года запрещал землевладение и землепользование для этой категории населения. Земельная собственность «добровольно» отчуждалась. Списки владельцев имущества, подлежащего отчуждению, до самого конца войны публиковались в местной печати и вывешивались в присутственных местах.

Благодаря проводимому с 20-х годов землеустройству безземельные батраки в обязательном порядке наделялись участками. Из бывших имений их расселяли на так называемые "красные поселки". (с) gp.by

Так же см. Указ «О распространении на чешских поселенцев западных губерний, принявших русское подданство, льгот в платеже пошлин при совершении актов по переходу к ним имений от польских помещиков».

1) Фольварок Бринев. В 1851-1855г.г. в фольварке работал завод по производству сахара, позже винокурня и лесопилка "Старушка".

Хутор Слензаки Бриневские при фольварке Бринев Кеневичей (Ślęzaki Bryniewskie) создана во время поздней колонизации в конце 19 века.  Изначально были 2 силезские / австрийские колонии (колония бриневская). Католики. В 1908 году, по списку населенных мест Ярмоловича - застенок Мозырского уезда Лясковичской волости, 3 стан, ж.д. станция - Копцевичи, Пжд. 11 верст, Почта - Копцевичи. Жителей - 74 чел. Дворов - 12. До губ. города. 475 верст, до уездного - 77, до волостного - 9 верст. 15 хозяйств, 85 жителей.

В 1934 году к деревне Бринев присоединен поселок Слянзаки. Не существует.

В деревне Глинка рядом в конце 18 века работал рудник по выплавке железа. В Копцевичах работал лесоперерабатывающий завод "Звезда". 

С этим регионом связаны и появление здесь мазуров ( Янино Болото, Оголицкая Рудня, Гороваха, Полежач-Гора, Буда и др.) Анализ фамилия показывает связь между Петриковским и Брониславским с/с Житковичского района. Мазуры занимались лесными промыслами. Отсутствие польских школ, влияния католического костела и разное социальное происхождение способствовало интенсивной ассимиляции, которую сдерживали лишь моноэтничность и замкнутость. 

Из мемуаров Стефана Кеневича: Возник у моего деда чудный случай. Откупил у жида несколько семей поляков из Короны, эксплуатировавшихся через него за долги, заплативши жиду сто рублей серебром. Осадил он те семьи в местности при дороге из Дерешевич до Бринева. Построил каждой семье домик.., наделил куском грунту и обязал их условием исполнять всяких нужных в фольварке работ в течение 3 дней в неделю бесплатно главе семьи, за условленную оплату для членов семьи. Осада названа была Мазуры (Mazury) (с)

Так же появились на территории Беларуси батраки-поляки вольноотпущенные после отмены крепостного права в 1861 году.

2) Фольварок Дорошевичи, позже деревня Славинск.

Хутор (колония, осада, застенок) Дорошевичские Слензаки (Slowin, osada Śląska ) + дер. Дорошевичи - 13+161//950 жителей. 1 колония. Католики. В застенке работали рабочие из Чехии, Словакии, Силезии. В 1908 году застенок Слензаки Дорошевичские Мозырского уезда Лясковичской волости, 3 стан. ЖД станция Копцевичи. Почта - Петриков. Жителей 88. Число дворов 14. В 1954 году Slavinskiy по американской карте http://loadmap.net/ru/m39211. В 1972 году поселок, присоединен к деревне Славинск в составе совхоза Голубичский. Не существует. 

****После реформы 1861 земли отошли крестьянам д. Гелены, Голубица, Дорошевичи, Снядин (землеустроитель Славинский (Эдвард или Петр?)).

3) Фольварок Лобча имения Дорошевичи - Лобча Петриковского р-на.

Хутор Слензаки Макаричские (позже - поселок, деревня Слензаки). Католики. 2 колонии.  В 1908 году застенок, 14 дворов, 88 жителей. 2013 год - 4 жителя, 0 хозяйств. В составе совхоза "Петриковский". 4 хоз. 167 жителей. Сейчас не существует.

4) Слензаки, хутор, Слобода-Скрыгаловской, 1 стан, жд станция Птичь, почта - Скрыгалово. В 1908 -  Дворов 5, жителей 39. 





пятница, 20 марта 2020 г.

Немецкие колонии на Мозырщине.


По следам немецких поселений 

Жанна Найман, Народны голас Народны голас 2017-07-01 от 01 июля 2017

Когда-то на территории Ельского района было много национальных общин: еврейских, украинских, польских, немецких… Несколько немецких поселений находилось в окрестностях д. Роза Люксембург.

Об этом нам рассказала Мария Вербицкая, которую по праву можно назвать местным краеведом (Мария Леонидовна сорок лет проработала в Роза-Люксембургской средней школе, собрала интереснейший материал об истории родной деревни):

— Сегодня немецкие фамилии в нашей местности нечасто встретишь, а вот раньше — Анзельман, Найман, Цильке, Цайц, Ренц, Гоппе, Стендбах, Ордлих, Япс, Зайдлерц, Дуборштейн…


Деревню-то нашу немцы основали. В ХIХ веке здесь появились первые немецкие колонии-поселения. Предположительно, немцы были привлечены сюда для окультуривания местных земель. Жили они по хуторам, которые назывались по фамилии своих хозяев: Анзельмовка, Цильке, Ренцово, Наймановка и др. Так, например, в Наймановке была немецкая школа, церковь, мельница… Сейчас на месте когда-то крупного поселения распахано поле и лес растет.



Во время коллективизации всех хуторян сселили в деревню Алесскую, в которой жили в то время люди разных национальностей, в большинстве своем белорусы и украинцы.В Алесской перед войной были маслобойни, крупорушки, кузницы, бондарни, мельницы… На всю округу славились своим мастерством потомственные столяры, кузнецы, ткачи, портные, бондари, парикмахеры. Но лучше всего об этом расскажет наш уважаемый Бертольд Карлович Верман.


Потомок немецких первопоселенцев


Бертольд Верман родился в 1933 году (по паспорту 1936 г.р.) в урочище Вермановское. В то время на Украине и белорусском Полесье свирепствовал голод. Многодетной семье Верман, в которой было шестеро малолетних детей, удалось выжить только благодаря крепкому хозяйству и ремесленничеству. Его родители – Карель и Анна (мать славянских корней, до революции служила у местного помещика, имение которого находилось в урочище Алесское) – были людьми хозяйственными и практичными.


— Мать рассказывала, что семья наша сюда переехала из Украины, а почему, я не знаю, — говорит Бертольд Карлович. — Отец мой был мастером на все руки. Ему не было равных в бондарном, столярном, плотницком деле. У него была своя мастерская, где он постоянно что-то стругал, вытачивал, пилил… Теперь комод такой не купишь, как мой отец делал. И шкафы, столы, сундуки, кровати, сделанные его руками, отличались прочностью, удобством и красотой. Всю домашнюю утварь он сам изготовлял. Я у него многому научился. До недавнего времени по просьбе односельчан грабли делал, корзинки плел, косы клепал… Сейчас, к сожалению, ни сил, ни здоровья на это не осталось.


Немцы, как и белорусы, трудолюбивый и талантливый народ. С местными жителями всегда ладили и дружили. Помню, у деда моего Адама своя кузня была. Так он никому не отказывал в просьбе выковать ту или иную крайне необходимую в крестьянском хозяйстве вещь, даже если у просителя денег не было. Добрыми кузнецами были Гоппе, Стендбах…


Хорошо мы жили… до коллективизации, во время которой пострадало много невинных хозяев. Моего дядьку (у него своя мельница была) и двоюродных братьев сослали в Сибирь. Об их дальнейшей судьбе ничего неизвестно.


Не успели люди оправиться от раскулачивания и сселения хуторов, как грянула война, а с ней – несправедливая сталинская высылка. Нашу семью выслали сначала в Курск, потом в Тамбовскую область. Отца моего Кареля, разлучив с семьей, отправили работать в шахты, в Челябинскую область, где он и пропал.


Разбросали нас, немцев, по всему свету. После войны мало кто вернулся на родину. Но эти места навсегда остались в немецких сердцах. Ведь родина у человека одна – там, где он родился, сделал первые шаги...


Немецкие корни Марии Япс


В родословной Марии Райгольдовны Япс, уроженки д. Роза Люксембург, тоже есть немецкие корни. Правда, о них она мало что знает. Но о немцах, бывших односельчанах, рассказывает только хорошее:


— Культурные были люди, порядок любили. Дома строили крепкие – на века. Вокруг домов высаживали сады, возделывали огороды, цветы выращивали.


Старики рассказывали, что когда-то здесь у нас были две школы – немецкая и белорусская. Говорили немцы между собой только на немецком языке. Белорусские дети понимали немецкий язык, даже некоторые разговаривали по-немецки.


В советские годы немцы в основном работали в колхозе. Потом кто уехал, кто умер… Сейчас у нас один Верман остался. А были Гонарты, Ренцы, Мильчиха, Гработычиха (так розалюксембурцы их называли)… Эмма и Ольга Гоппе уехали в Германию, где и скончались. Может, кто-нибудь из наших немцев в Германии до сих пор живет – я не знаю…


P. S. За неточность немецких фамилий и топонимов редакция ответственности не несет – все фамилии и названия урочищ записаны со слов местных жителей. (с) Источник: http://belsmi.by/archive/article/84394