суббота, 11 мая 2019 г.

Ростово-Суздалькая земля - прародина русских былин.

Из истории д.Дарцово Шулецкой волости Ростовского уезда Ярославской губернии:

1709г. - Троицкий у Варниц монастырь Сотемский стан (Лл. 152-154): деревни Бабки, Мятежево, Лерцы, Уваиха, Дарцово. РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 3041. Книги переписные Ростовского уезду вотчины Борисоглебского монастыря крестьянским жилым и пустым дворам. 1709 г.

1878г. - д. Дарцово, Варницовский приход, Воскресенская церковь, д. Варницы. (Варницовский приход: Варницы, Бабки, Мятежево, Рельцы, Дарцово, Хонятино, Уваиха, Сажино). Вторая Воскресенская церковь прихода в д. Демьяны (Сажино, Демьяны, Подъивье). Ист: Список приходов Ростовского уезда 1878г.

1885г. - д. Дарцово, казенная деревня, при пруде и колодцахъ, въ 6 верстахъ отъ города; въ ней 44 двора, 126 рев. душъ и 126 наделовъ; Воскресенско-Варницкаго прихода. Съ 1877 года здесь открыто училище. Ист: А.А. Титов. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание. 1885 г.

1908г. - д. Дарцово, Шулецкой вол. Ростовского у. Ярославской губ., казенная,
Воскресенско-Варницкий православный приход (Церковь Воскресения Христова, кладбищенская, 1814г.п.) в д. Варницкая Слобода. (в приход так же входят Варницкая слобода, деревни Бабки, Мятежево, Рельцы, Дарцово, Хонятино, Иваиха (Уваиха 1878)), Сажино. 526 муж, 586 жен.

Явно повышенное внимание уделено в ростовских преданиях Александру Поповичу. Вот что сообщается в информации о деревне Дарцово:

«Хлебниковский летописец говорит, что в XIII веке на месте этой деревни происходила кровопролитная битва между князьями братьями Константином и Георгием Всеволодовичами, во время которой богатырем князя Константина, Александром Поповичем, был убит богатырь князя Георгия, по имени Дарец».

Еще раз имя ростовского богатыря Александра Поповича встречается в описании села Ильинское-Хованское:

«Согласно старинному народному преданию, записанному в одной из рукописей нашей библиотеки, в древности на месте села Ильинского жил ростовский богатырь Дикун-Золотой Пояс, приемный сын богатыря Александра Поповича и любимец ростовского князя Бориса Владимировича».

Вспомним: в предании об образовании Белогостицкой слободы упоминался Кий – основатель Киева, здесь фигурирует Александр Попович, из Ростова ушедший со своей дружиной в Киев. Явно просматриваются крепкие связи Киева с Ростовом, по крайней мере – через легенды. Но ведь легенды – это своеобразно зашифрованная история Русского государства. Что касается образа Алеши Поповича, тут не обойтись без отдельного разговора...

Сразу две ростовских селения претендуют на то, чтобы считаться родиной Александра Поповича.

Алешино (или Олешино) Перовской волости на реке Печегде: «По преданию, на месте деревни была родина известного богатыря времен Владимира Святого Алеши Поповича Долгополого».

Алешково Зверинцевской волости на реке Касти: «Алешково, по некоторым рукописям, родина сказочного богатыря Алеши Поповича».

Кроме того, в Сабурове Борисоглебской волости на реке Устье: «По Хлебниковскому летописцу, жил... ростовский витязь Александр Попович».

Трудно сказать, насколько достоверны эти сообщения, но в любом случае они еще раз, по-своему, пытаются подтвердить ростовское происхождение Александра Поповича.

Как уже отмечалось выше, многие исследователи именно Александра Поповича называют прообразом русского богатыря Алеши Поповича, который в былинах жил еще в более древние времена, на рубеже X и XI веков, и служил киевскому князю Владимиру Красное Солнышко. Как же на самом деле сложился этот образ? Не произошло ли его становление в обратном порядке – сначала был богатырь Алеша Попович, потом, в честь его, стали называть Поповичем ростовского богатыря Александра?

Первое летописное упоминание Александра Поповича находится в так называемом Тверском сборнике 1534 года, в той его части, которая была написана в Ростове. Былины гораздо более раннего происхождения, большая часть ученых относит их формирование к X–XI векам. Трудно представить, что былины – как произведения устного народного творчества – создавались на основе сведений, приведенных в летописях, которые были малодоступны. Не естественнее ли, в таком случае, предположить, что летописец воспользовался былинным образом, а не наоборот?

Кроме былины «Алеша и сестра Збродовичей» известны еще две былины о богатыре-ростовце: «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Алеша Попович и Тугарин».

Остановимся на последней былине. По мнению таких авторитетных исследователей, как академики Д.С.Лихачев и Б.А.Рыбаков, у Тугарина был исторический прототип – это половецкий хан Тугоркан, в 1096 году подступивший к Киеву и убитый одним из воинов киевского князя Святополка Изяславича, женатого на дочери Тугоркана. Но в отношении Алеши Поповича эти ученые опять повторяют ту же версию – что его историческим прототипом был летописный Александр Попович из XIII века, впервые появившийся в летописи XVI века.

Трудно поверить, что былины создавались таким сложным путем: одного героя – из ранней летописи, другого – из более поздней. Такое просто невозможно, если согласиться, что былина – продукт устного народного творчества. В тех же былинах об Алеше Поповиче, Илье Муромце и Добрыне Никитиче исследователи находят множество таких архаичных реликтов, восходящих к так называемой хтонической стихии, которых не найдешь даже в летописях – их происхождение гораздо древнее. Поэтому мне кажется более убедительной и авторитетной оценка образа Алеши Поповича, изложенная в книге «Славянская мифология»:

«Принимавшееся ранее исследователями мнение о том, что историческим прототипом Алеши Поповича был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224 году, как об этом сообщает летопись, ставится под серьезное сомнение: актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алеше Поповиче».

Одним из подтверждений древности этого образа может служить и былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович». Обратимся к книге Н.И.Кравцова и С.Г.Лазутина «Устное народное творчество», изданной в Москве в 1977 году. Здесь говорится:

«Большая часть ученых склонна считать прототипом Добрыни дядю князя Владимира Добрыню. Эту точку зрения В.Ф.Миллера поддерживают А.В.Марков, В.И.Чичерин, Д.С.Лихачев. Отмеченные в летописи крещение Добрыней и Путятой новгородцев, участие Добрыни в сватовстве дочери полоцкого князя Рогнеды, дипломатические поручения князя Добрыне, действия Добрыни как помощника князя находят себе параллели в былинных ситуациях».

По другим сведениям, Добрыня был не родственником, а только воспитателем князя Владимира Святославича, участвовал в 985 году в походе на Волжскую Булгарию, был княжеским посадником в Новгороде. Его имя упоминается и в истории Ростовского края: по свидетельству Никоновской летописи «В лето 6499 (991) иде Михаил митрополит по Русской земле и до Ростова, с четырма епископы Фотеа патриарха, и с Добрынею».

Не к этому ли времени относится знакомство Добрыни Никитича с ростовцем Алешей (Александром) Поповичем, приглашенным княжеским воеводой на службу в Киев?

А может, Алеша Попович вышел на историческую сцену несколько позднее? В былинах его называют сыном ростовского попа Леонтия (Левонтия). Напомним, о чем уже рассказывалось выше: в 1071 году, во время восстания волхвов, язычниками был убит ростовский епископ Леонтий. По одной из версий, это произошло на том месте, где сейчас, в непосредственной близости от поселка Семибратова, находится деревня Левково, якобы названная так в честь погибшего здесь епископа. С историей образования Семибратова связана легенда о семи братьях-сбродичах и Алеше Поповиче. Случайны ли эти совпадения имен, близость мест и событий?

На этот вопрос невозможно ответить однозначно, но в любом случае ясно, что Ростово-Суздальская земля, как выразился один исследователь, была прародиной русских былин. А если так, то здесь, а не только в Новгороде и Киеве, происходило формирование русского народа, становление его государственности. И еще неизвестно, где этот процесс начался. Чем больше углубляешься в прошлое Ростова, тем больше убеждаешься, что историческая наука по отношению к нему до сих пор остается недописанной. (с)

Ист: Борис Сударушкин. Тайны Золотого кольца. http://sudar-bm.narod.ru/main/page21_2_5.htm

** Зубов Петр Яковлевич (род.1863), урож. деревни Дарцово Шулецкой волости Ростовского уезда Ярославской губернии. Крестьянин. Православный. Старший унтер-офицер 2-й роты 7го стрелкового батальона (1890г.), запасной солдат (1892г.).

Богородский стан Верзеинской волости Березники, село Верзино, деревни Фролова, Якимова, оброчная деревня Зубово (вся Верзеинская волость, включая Подольский стан: Л. 35-48 об.);

1) Зубово, Березниковская волость, казенная деревня, при пруде и р. Лиге, в 30 верстах от Ростова; 24 двора, 70 рев. душ и 57 наделов; Верзинского прихода. (с. Верзино)
2) Зубцово, Березниковская волость, казенная деревня, при пруде, в 45 верстах от уездного города; в ней 24 двора и 60 рев. душ, при 56 наделах; прихода села Верзина.
4) Зубково, Саввинская волость, деревня, стоящая при колодцахъ, въ 13 верстахъ отъ уезднаго города; въ ней считается 15 дворовъ, 48 рев. душъ и 48 наделовъ; прихода села Саввинскаго.
5) Саввинское, Саввинская волость, помещичье село, при р. Устье и колодцахъ, въ 12 верстахъ отъ Ростова; въ немъ 41 дворъ и123 рев. души, при 122 наделахъ; въ селе находится местное волостное правленіе. При здешней церкви 36 десят. земли и приходъ изъ 10 селеній.


Комментариев нет:

Отправить комментарий